суббота, 1 мая 2010 г.

Как мотивировать обучение

Друзья, спасибо большое за конструктивные комментарии к статье куда пойти учиться. Частично благодаря им, я хочу обрисовать


Возможные способы мотивации человека


Эти способы относятся не только к обучению, но мы рассмотрим их именно в этой перспективе.


Удовольствие: чувственная мотивация


Эмоциональная, или чувственная мотивация действует на бессознательную часть психики и основана на получении удовольствия от совершаемого действия. При повторении, чувственная мотивация может стать рефлексом, что полезно для реализации систематичности.


Ключевые образы чувственной мотивации: приятный, красивый, сексуальный, здоровый.


Польза: рациональная мотивация


Этот способ более сложный и действует на сознание и логику человека путем убеждения его в том, что представляемы предмет нужен и полезен.


Ключевые образы рациональной мотивации: полезный, важный, продуктивный, эффективный.


Пример чувственной мотивации:


Пример рациональной мотивации:


Научившись программировать, вы сможете зарабатывать в десять раз больше от размера средней зарплаты в вашей стране.


Применение двух способов мотивации в образовании


Очевидно, что два описанные выше способа мотивации недостаточны для покрытия всех возможных вариантов. Более точное разделение можно сделать исходя, например, из соционики. Но, даже рассматривая только эти два способа, можно сделать несколько практических выводов:



  • Базовое соотношение чувственности и рациональности в психике ученика определяет его практическую восприимчивость к одному из двух методов мотивации обучения.

  • В общеобразовательной школе применяется в основном рациональный способ мотивации учеников.

  • Рациональная мотивация применяется ко всем ученикам в равной степени, что на практике не соответствует индивидуальной готовности учеников к этому методу мотивации.

  • Кроме общего уровня сознательности, каждый человек имеет набор индивидуальных уровней осознания относительно ключевых для него тем. Это влияет на его специализацию. Назовем это избирательной рациональностью.

  • Избирательная рациональность является инструментом получения практической выгоды в избранной области.

  • Практическая выгода может заключаться не только в получении материального дохода, но и в получении эмоционального удовольствия.

  • Чем больше опыта имеет ученик в той или иной области, тем выше степень его избирательной рациональности в этой области. Например, ученик с низким базовым уровнем сознания, время от времени починяющий свой мотороллер, потенциально имеет рациональную мотивацию к изучению техники.

  • Практические действия — причины, их следствия, следствия следствий и т.д. — создают специализированный опыт, являющийся сырьем для формирования избирательной рациональности.

  • Картина избирательной рациональности ученика может меняться и поддается педагогическому редактированию путем применения эмоциональной мотивации и практических примеров — т.е. путем создания у ученмка опыта в избранном направлении.

  • Избирательная рациональность того или иного ученика определяет максимально эффективную программу его обучения.


Недостатком современной общеобразовательной школы является отсутствие эффективного механизма определения общей и избирательной рациональности каждого ученика.


Вследствие этого, ко всем ученикам применяется одинаковая программа обучения, что снижает эффективность обучения, зачастую до критически низкого уровня.


Эффективная программа обучения является проектом обучения с гибкими внутренними дедлайнами. В это проект обучения необходимым элементом включаются этапы эмоциональной мотивации там, где она необходима для создания заинтересованности учеников, с последующим возвратом к рациональной мотивации.


Рациональная мотивация должна быть основной в обучении, так как она задействует сознание, т.е. высшую часть психики. Но зачастую рациональная мотивация не может сработать в одиночку, так как ученик еще не готов к пониманию тех причин и следствий, которые лежат в ее основе (у ученика нет опыта). В таком случае рациональная мотивация должна предваряться эмоционально-чувственной мотивацией в комбинации с практическими примерами, которые создают необходимую базу в сознании ученика. С помощью эмоциональной мотивации возможно накопление в сознании ученика того круга вопросов, ответ на которые он может получить через рациональное объяснение.


Флэш как технология имеет огромный потенциал эмоционального воздействия. Также флэш подходит для создания практических примеров для различных областей знаний. И то, и другое, по сути является обманом с конструктивной целью создания обучающей мотивации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий