среда, 12 мая 2010 г.

Влияние изобретений Flash на развитие веб-приложений

Самые интересные идеи кажутся невозможными до тех пор, пока не появляется пример их реализации. Расширение границ возможного происходит постоянно, и передовые технологии и платформы оплодотворяют друг друга идеями все чаще.


Уже несколько лет я отмечаю про себя, как изобретения, изначально появившиеся во Flash, со временем становятся достоянием всей сети, выходя за границы плагина или платформы. В некоторых случаях это -- изобретения в чистом виде, а во многих других случаях граница инновации более размыта, проявляя бессмысленность спора о том, кто у кого заимствовал идею. Например, онлайновое видео и аудио существовали до Flash, но популярными, удобными и вседоступными впервые стали именно с Flash, а после -- были реализованы в основном сетевом стандарте, HTML5.


Ранее я не собирал в одном месте факты влияния Flash на развитие сетевых приложений, а сейчас возникла идея сделать это здесь -- в данном посте и в комментариях к нему. Затем я упорядочу материал и сделаю краткую презентацию технологии Flash с этой точки зрения. Предлагаю условно разбить этот список на две категории — собственно изобретения и удачные реализации. Их результирующее влияние на развитие сети прилизительно равноценно — и те, и другие демонстрируют возможность собственной успешной реализации и тем самым способствуют появлению аналогичных новинок или развития идеи в соседних технологических областях. Приступим:


Изобретения Flash



  1. Анимация в браузере. Flash сделал это возможным в 1997 году. С тех пор эта возможность развивалась (например, добавилась функция программного контроля), став, наверное, главным инновационыым фактором Flash. Он повлек за собой массу других возможностей, которые в свою очередь тоже стали базисом новых изобретений. При этом коренная суть Flash анимации также сохранилась, сейчас во многих играх используются приемы, возможные еще десять лет назад -- они изначально были сформированы в состоянии, близком к идеальному. В то же время, сегодня мы имеем массу возможностей делать анимацию элементов веб-страниц без Flash — с помощью Javascript и даже CSS, например, есть библиотека jQuery. В этой области Flash когда-то был единственным выбором, а сейчас -- значительно потерял позиции, вдохновив своих соседей на возможность анимации.

  2. Анимированные онлайн-галереи. Одна из тех областей, где Flash показал возможность, а Javascript сделал ее еще доступнее, и по этой причине применение Flash в этой области стремительно теряет актуальность. Но до Flash -- популярных анимированных онлайн-галерей просто не было.

  3. Флэш-книга. Имитация перелистывания страниц книги, журнала, альбома и.т. д.

    Это изобретение появилось в 2002 году на сайте Perfect Fools, довольно быстро появилось множество клонов книжки на самом Flash (я сам сделал два с половиной клона), а сегодня перелистывание можно увидеть уже и на iPad, а также почитать о технологии Flip Page в википедии. Flash-происхождение этого изобретения отображено и в специальном термине -- Swiflet.

  4. Онлайн-презентации -- впервые это было сделано на Flash, а сегодня это возможно уже и в Google Docs, а количество собственных Flash-клонов велико.

  5. Игры в браузере. Флэш стал здесь перым и сохраняет лидерство, тем не менее, следует ожидать появления конкурентов на Javascript -- ведь сегодня всем стало ясно, что здесь много денег, хотя игры на Flash существовали не один год до того, как стали сверхприбыльными.

  6. Предварительная загрузка. Когда Flash-приложения стали большими, появились предзагрузчики, а вскоре — целое искусство их создания. Затем появились большие веб-приложения, сделанные не на Flash, и им тоже понадобились предзагрузчики — так возник Ajax Preloader, простой и окончательный, в виде gif-анимации абстрактных бесконечных часов. Тенденция была подхвачена Microsoft — в Windows 7 мы видим реализацию этой же идеи.

  7. Flash intro — бывшая мега-популярной в 2000 году возможность сделать сайту как шикарную, так и уродливую анимированную заставку сегодня практически исчезла, но она успела выполнить свою главную роль прежде, чем погибнуть — флэш-интро продемонстрировали миру, что анимация и веб-сайт могут (и должны) дружить в принципе.

  8. Flash-сайты -- многие не любят их так же, как и флэш-интро и баннеры, но это не мешает флэш-сайтам создавать новые идеи, которые затем кочуют в другие проекты, даже не использующие флэш. Огульно клеймить флэш-сайты — не опция, требуется детальный анализ оптимальных случаев использования Flash, это тема для отдельнной статьи.

  9. Flash-навигация -- как и флэш-сайты, стала ярким явлением, польза которого имеет массу противоречивых оценок. Негативные оценки возникают преимущественно по причине легкости реализации и неадекватного использования такой навигации новичками, не имеющими представления о юзабилити. Тем не менее, бум анимированных Javascript-меню стал возможным именно благодаря тому, что до них была флэш-навигация, раздвинувшая границы.

  10. Интерактивные онлайн-диаграммы — Google Analytics и сейчас использует их во Flash-реализации и выпускает новые версии, но появилась и масса реализаций на Ajax.


Технологии, впервые успешно реализованные на Flash



  1. Онлайн-видео — было до Flash, во Flash стало кросс-платформенным и популярным, потом появилось в стандарте HTML5.

  2. Онлайн-аудио, онлайн-радио, подкастинг — с Flash приобрели массовую популярность, теперь включены в стандарт HTML5.

  3. RIA — насыщенные интернет-приложения. Они всегда были возможны с Javascript, но Flash стал первой платформой, продемонстировавшей, что клиентское приложение в браузере может иметь такой продвинутый функционал. Сейчас термин RIA можно уже отменять -- RIA везде, обозначать нечего.

  4. Дополненная / смешанная реальность — в браузере впервые реализована в 2009 году на Flash, а в 2010 году -- на iPhone.

  5. Работа с XML в браузерном приложении -- проект Aflax упрощает и ускоряет обработку XML в для Ajax.

  6. Умные баннеры, баннеры-игры -- да, Flash показал, что баннер может быть любым. К сожалению, иногда даже слишком, что зачастую приводит к негативному отношению пользователей к самой технологии. Ждем появления Rich-баннера на чистом HTML Canvas.


Я пытаюсь вспомнить все, но уверен, что вы знаете еще больше. Помогите в комментариях? Напомню — интересны именно те изобретения, вышедшие из Flash, типа Flash-книги.


Отдельно хотелось бы обсудить те области, где у Flash нет сильных конкурентов и поныне.

Комментариев нет:

Отправить комментарий