пятница, 30 апреля 2010 г.

Куда пойти учиться

Меня часто спрашивают родители старшеклассников о том, куда их детям поступать после школы, зная, что я закончил ХИРЭ в Харькове и теперь "программист". Они так трогательно ищут опору под ногами. Хотят, чтобы сын / дочь выучились и получили работу. Я им в последнее время все чаще говорю, что поступать в ВУЗ не так важно, как уметь работать самостоятельно, ставить себе задачи, искать лучшую область своего применения.


Родители, с которыми я общаюсь, хотят верить, что хорошие отметки в школе решают дальнейшую судьбу детей — например, гарантированно ведут в хороший институт. И в этом моменте они, наверное, правы. Проблема в том, что подавляющее большинство как школ, так и институтов представляют из себя настолько застывшее в позавчерашнем совке явление, что я даже не нахожу слов, чтобы как-то это им вменяемо описать. Эти учреждения существуют не для развития детей, а для министерства и отчетности. Учителя получают то, что трудно назвать зарплатой. Авторитет и самооценка учителей подорваны экономикой, в которой о них забыли.


Я не думаю, что в ближайшие годы можно полагаться на то, что эта система радикально изменится, как, например, изменилась всемирная сеть под давлением своих пользователей. Система образования в данный момент имеет ту же структуру, что и двадцать лет назад, а именно — монолит. Монолит школы, а после него монолит университета. Зазоры нежелательны, иначе будет не по программе, министерство накажет и учитель будет виноват. Вся система скована страхом плохих отметок в аттестате.


Кто есть пользователь Системы Образования? Ученик. Именно под него она и должна адаптироваться, как, например, адаптируется под пользователей интернет. Вместо этого мы имеем Министерство, которое только тормозит процесс. Вместо гибкой системы, где каждый берет то, что ему нужно, и делает с этим то, что хочет, и делает это потому, что ему это интересно — имеем всеобщую подготовку к участию в дальнейшем совке окружающего государства.


С другой стороны, следует признать, что эта нетворческая государственная мачеха образования подойдет многим гражданам. В этом году в Украине необычно высокий конкурс в армию — от 2 до 18 человек на место — там дают еду и платят около $25 в месяц. Люди хотят гарантий.


Эксплуатация детей для их пользы


Тем временем дети сами подсказывают, какая мотивация действует на них. Дети хотят денег и просят их у родителей. Значит, надо дать им возможность заработать деньги прямо в школе. Классы должны быть упразднены, вместо них должны быть команды по 5-8 человек. Обычные рабочие команды, как в IT, в которых дети могли бы вместе делать проекты и за это получать деньги. Вместо старосты класса — должен быть координатор команды. Вместо классного руководителя — должен быть кординатор проектов, от трех до пяти. Сами проекты должны браться из реальной жизни и из разных ее отраслей — или, если это затруднено, то из пула проектов. Хотя мы знаем, что задач хватает всегда. И мотивация в виде денег гарантирует участие учеников.


Я не говорю, что у детей надо отобрать детство. Но я уверен, последние три года школы можно смело заменять схемой проектных команд. Это именно тот период, когда подростки начинают искать возможности утверждения и самореализации. В данный момент школа ничего с этим не делает. В результате мы имеем пьянство и разврат, потом с этими людьми нам жить в одной стране.


По наблюдениям, дети начинают просить денег или "тилифон как у Васи Пупкена" лет с восьми. Сегодня, в этот момент родитель может попытаться управлять своим пряником в режиме "принесешь пятерки — куплю". Но это неадекватная жизни модель. В реале денег дадут не за пятерки, а за сделанную работу, причем работу командную. Поэтому родители могли бы скинуться в специальный фонд на уровне школы, и дети могли бы получать из этого фонда бонусы за реально проделанную работу. Сделали проект — и каждый чего-то заработал, а тот, кто сорвал свой дедлайн, получил меньше. При таком подходе на запрос "папа дай денег" будет простой ответ — а я уже дал их школе, ты можешь их получить соотвественно проделанной работе. Конечно, здесь нужно продумать так, чтобы дети разных типов могли отобрать эти деньги у заказчика (школы). Но это решаемо, потому что разнообразие реальных задач может обеспечить проектами даже тех, кто умеет работать только руками.


Иногда я представляю себе рекламу по телевизору: молодой человек объясняет, что за год до окончания школы он заинтересовался как заработать денег на институт, а теперь уже и учится, и работает, получая 1000 долларов в месяц. "Я научился делать сайты и программировать за один год в десятом классе. Сначала я научился искать материалы в интернете, по ним легко сделать первые шаги. Первые три месяца было трудно, а потом я сделал себе сайт и пошли первые заказы." — говорит с экрана молодой человек.


Нужен какой-то способ быстро объяснить населению, что программирование является не самым легким, но гарантированным способом получать зарплату выше средней.


Разрешение детям играть в игры


Дети, которые не поддаются мотивации деньгами, могут быть вовлечены в образовательные игры.


Сегодня у меня снова был разговор с родителями будущих абитуриентов и я ответил им то, что считал верным в тот момент: в институт поступать надо. Потому что общага, компания и весело! А работа — уже никуда не денется. После школы уже поздно.


Когда петля времени начнет сжиматься, каждый сам быстро для себя решит, что делать дальше. Лишь бы он мог определить этот момент до того, как в его жизни возникнет труднопреодолимая инерция, называемая то "судьбой", то "карьерой", то еще чем-нибудь с гарантированным исходом.


Вопрос в том, как научиться определять такие моменты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий