Только два других аппарата в истории спускались на самое дно Марианской впадины. Первый — батискаф “Триест” (Trieste) с Жаком Пиккаром (Jacques Piccard) и Доном Уолшем (Don Walsh) на борту в 1960-м. Эта машина была спроектирована швейцарцем Огюстом Пиккаром (Auguste Piccard), построена в Италии и модифицирована силами ВМС США. А ещё — японский беспилотный аппарат Kaiko (он выполнил три погружения в Марианской впадине в 1995-1998 годах).
“Триест” был “отправлен в отставку” в 1966-м, а робот Kaiko потерялся в океане в 2003-м. Таким образом, у научного сообщества не оставалось средств для детального изучения столь больших глубин. Существующие ныне научные аппараты могут спускаться только на 6500 метров, что даёт покрытие 95% океанского дна.
Появление “Нерея” в строю серьёзно меняет ситуацию, поскольку увеличивает это число до 100%. А дополнительные 5% — это очень много, учитывая, насколько “лакомы” для геологов и биологов эти глубинные участки дна, до сих пор изученные слабо.
“Нерей” был спроектирован и построен в Вудсхолском океанографическом институте (Woods Hole Oceanographic Institution — WHOI).
Интересно, что новый модульный аппарат может быть легко преобразован в зависимости от задач миссии. Тут меняется даже число поплавков, а также количество и расположение тяговых винтов.
Важно, что машина эта может работать как в режиме дистанционного управления, так и в полностью автономном варианте (как разведчик больших участков дна). Но именно в привязном режиме проходят глубоководные “точечные” погружения данного аппарата (в том числе и данное — рекордное). Причём робот умеет неподвижно зависать вблизи выбранного участка дна, словно вертолёт, фотографируя его и собирая образцы для доставки наверх.
Весит “Нерей” 2,8 тонны. Длина его составляет 4,25 метра, а ширина — 2,3 м. Он может нести до 25 килограммов научного оборудования. Его максимальная скорость достигает 3 узлов.
Конструкция робота во многом революционна. Раньше для подобных машин выбирали схему, при которой по кабелю, идущему вверх, на судно, проходят не только управляющие сигналы, но и подаётся электропитание. Отсюда — применение меди и стали, плюс — толстой изоляции. Такой кабель длиной почти 11 километров находился бы на грани разрыва под собственным весом.
В “Нерее” питание автономно — от 4 тысяч литиевых батареек. И всё, что нужно машине, — это управляющие сигналы, которые подаются по оптоволоконному кабелю толщиной с человеческий волос. По нему же в реальном времени наверх передаётся видео. 40 километров такого кабеля спрятаны в самом глубоководном аппарате (они занимают всего пару катушек размером с банку кофе) и разматываются по мере надобности, — сообщает WHOI в своём пресс-релизе.
Вторая интересная особенность “Нерея”: применение для обеспечения плавучести 1600 пустотелых сверхпрочных керамических сфер (диаметром 9 сантиметров), спрятанных в два корпуса (по 800 в каждом).
В рекордном погружении на дне Марианской впадины аппарат провёл 10 часов. Во многом это стало возможным благодаря комплексу технических решений, позволивших сократить энергопотребление машины, пишет
Имидж - не просто модное слово. Нес тоит недооценивать силу красоты (или уродства).
Это как в кино: "Кошелек, кошелек... Какой кошелек!?." (Кирпич) Изолента, а почему бы и нет...
Комментариев нет:
Отправить комментарий